FRIENDLAND
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История ногайского народа!

Участников: 2

Перейти вниз

История ногайского народа! Empty История ногайского народа!

Сообщение автор Тамарим Пт Окт 15, 2010 8:45 am


Из книги «Айкын Тарик» («Явная история»)

Во времена войн монголов на Западе из среды тюрков (они вольно или невольно составляли большинство войска ханов - чингизидов, а вообще, по данным историков, в этих войнах у Бату - хана войско состояло из 4 тысяч монгол, 30 тысяч татар, 200 тысяч тюрков) выдвинулся военачальник по имени Ногай, впоследствии ставший еще при жизни легендарной личностью, и его историческая роль до сих пор не оценена по достоинству. В походе на Европу в 1240 году он в 20 летнем возрасте командовал тысячей, затем десятитысячным туменом "буйных", состоявших из одних тюрков (кипчяков). Еще при жизни Бату-хан (он умер в 1255) назначил Ногая главнокомандующим всего войска Орды, и на этом посту он был до 1301 года, пока его не убили в 80-летнем возрасте.

За полвека слава Ногая (после Бату-хана он пережил семерых ханов-чингизидов в Золотой Орде, фактически влияя на все управление данным государством) как воинственного военачальника, не знавшего поражений, и жестокого политического деятеля не имела себе равных.
Вся политика и войны Золотой Орды в период 1255 - 1301 года на Руси, в Восточной Европе, Закавказье вопрос о назначении в них новых правителей, разрешении «проблем» при собственных междоусобицах или выбор хана в самой Золотой Орде и прочие дела - все это связывалось только с именем этого человека. И, разумеется, личный авторитет и влияние, тюркское происхождении, этническое и политическое противопоставление и соперничество тюрков и монголов и многие прочие причины оказали решающую роль на принятие имени «ногай». В первую очередь данное имя приняла военная знать тюрков, несших военную службу у Ногая, а впоследствии это самоназвание «ногай» стало не только именем военной династии, но и этническим, территориальным и историческим названием многих тюрков, чьи предводители и воины входили в эту военно-политическую группировку в составе Золотой Орды.

Интересно, что в понятие «ногай» вошли самые различные племена тюрков, это местные, древние западнотюркские племена и кыпчаки, во-вторых, пришедшие еще при гуннах часть племен уйсун, дулат, канлы, в-третьих, те племена, которые в составе Золотой Орды участвовали в войнах на Западе, т. е. алшыны, найманы, кереи и многие другие тюрки.
Ногайцы, как остальные тюркские народы, являются естественными потомками и приемниками всех предыдущих этнических образований (начиная со скифов и гуннов) на «Дороге народов», и они (ногаи) были последними из тех, кто доминировал здесь в свое время.

...Уже в главе VI данной книги рассказывалось о войнах Золотой Орды в эти годы на Руси, в восточной Европе, Закавказье и если в двух первых регионах войны шли с европейцами, то в последнем регионе не менее жестокие войны происходили против ... чингизидов из династии Кулагидов (Хулагидов). Кулагиды, пытавшиеся из Ирана расширить свои владения и власть на соседние страны, воевали в Закавказье с войсками Ногая и с его союзником - государством мамелюков (Египет, Палестина, Сирия), которую поочередно возглавляли султаны-тюрки Ибак, Бейбарс, Калау в период 1255-1290 гг. Во всех этих войнах Кулагиды, не раз потерпев поражения, оставили всякие попытки «добраться» и до Малой Азии. Находящиеся в Малой Азии Византийская империя в западной части и Иконийский султанат на востоке в эти годы, таким образом, уцелели от монгольского вторжения. А Византия традиционно и издавна придерживалась политических и других связей с тюрками на «Дороге народов», и ей пока не грозило вторжение от них. Тем более при Ногае, имевшем жену-византийку, принцессу из династии Комнинов, которая с юности была известна в Золотой Орде как знатная дама и врач-спаситель двух людей.. Батухана и самого Ногая (до этого она была в плену у курдов на Кавказе). Ее звали Дафна (по другой версии - Ефросия), и это греческое женское имя, как память о ней, встречается поныне и только среди ... женщин ногайского народа.

За свою жизнь Ногай познал славу и победы для Золотой Орды, не знал поражений на поле брани, заслужил проклятие и месть врагов, был всегда щедр и справедлив к своим воинам. Его весьма почитали боевые соратники, которые стали обозначать свою военную династию именем «ногай», тем самым, подчеркивая военную и личную принадлежность к этому человеку, которого уважительно называли ... ханом. Но мурза Ногай никогда не был ... ханом, это было привилегией правящих чингизидов, и тюркский неписаный закон – «торе», узаконивший издавна право на власть для старших по происхождению и званиям, был строго соблюдаем, во всяком случае ... пока. Есть версия, что Ногай - один из внуков Джучи-хана (Бату-хан, родной сын Джучи), у которого было 40 сыновей и 17 дочерей (разумеется, от множества жен). Но, если это так, то Ногай обязательно и официально, как «законный» чингизид был бы избран ханом, чего никогда не было и быть не могло! А ведь в течение 50 лет, фактически главенствуя среди феодально-военной знати, помогая многим чингизидам; захватить власть в Золотой Орде, он ни разу не посягнул на ... трон хана, хотя сотворить подобное ему ничего не стоило! Это говорит о том, что Ногай родом не монгол, тем более не чингизид, а из местных тюрков, которые составляли подавляющее большинство среди войска и народа Золотой Орды.

Золотоордынский хан Тохтай, тяготившийся главенством и славой мурзы Ногая, уже при жизни ставшего легендой, возомнил себя великим чингизидом, и единственное, чем он прославился в истории - это то, что уничтожил мурза Ногая. В 1300 г. между ними началась междоусобная война, первое сражение около реки Тана (Дон) выиграл Ногай. Но Тохтай собрал новое войско, включив в него дружины русских князей, которые, сознательно и постоянно участвуя в подобных войнах, таким образом «расшатывали» в междоусобицах власть и силу Золотой Орды, причем они давно имели «зуб» на своего заклятого врага ... Ногая. В войне 1301 года при сражении на берегу той же Тана первый раз в жизни 81-летний Ногай потерпел крупное поражение, ставшее и последним. Через несколько дней, уходя от погони, Ногай с несколькими воинами случайно, наткнулся в степи на возвращающийся с этого же, сражения русский отряд, они его сразу узнали, и...

Махамбет Хакимов.
Тамарим
Тамарим
Админ

Пол : Женщина
Сообщения : 6713
Дата регистрации : 2009-11-11
Откуда : С планеты Земля!

Вернуться к началу Перейти вниз

История ногайского народа! Empty Культура, традиции и быт.

Сообщение автор Тамарим Пт Окт 15, 2010 8:50 am

Этнические традиции общественного и семейного быта
астраханских ногайцев


Идрисов Э.Ш., Астрахань.

В условиях кризиса современной социорегулятивной культуры, актуальным является вопрос об изучении прошлого опыта организации общественного и семейного быта. Это приобретает не только научно-теоретическое, но и практическое значение, так как проблема роли и места традиционных форм культуры в современности является важным и актуальным.
Традиционным образом жизни ногайцев в прошлом был кочевой, что сформировало особенности ногайской соционормативной культуры. При переходе к оседлости ногайских кочевых групп изменение образа жизни привело к сложению новых отношений, которые эволюционно продолжали быть связаны с прежними.
В общественном строе ногайцев особое место занимал патриархально- родовой уклад. Принадлежность к роду закреплялись среди семейно-родственных групп еще и памятью происхождения от одного предка. Даже оседая на землю, родственники селились вместе, образуя кварталы-махалля. Особым авторитетом среди ногайцев пользовались мужчины старшего возраста – аксакалы. Существовал их специальный совет – маслагат, где решались важные вопросы, или же устраивался судебно-разбирательный процесс.
Основным регулятором социальной жизни было обычное право (аьдет), которое формировало мировоззрение и отношение ко всему окружающему. Сила его воздействия была основана на апелляции к старине и завету предков. Влияние мусульманского права (шариата) было различным в те или иные периоды истории и в основном усилилось с переходом к оседлости.
С традиционными, исторически сложившимися институтами связана и форма воспитания подрастающего поколения. Так, в воспитании для мужчин у ногайцев первостепенное значение имела военная подготовка. Вся тяжесть работы по домашнему хозяйству ложилась на плечи женщин. Главными воспитательницами маленьких детей были мать и бабушка. Отец по отношению к детям не высказывал нежности и всегда старался быть строгим. Также большое значение для подвижного образа жизни имело самовоспитание, дети, выучившись ходить, буквально были предоставлены сами себе, только с возрастом включаясь в хозяйственную и общественную жизнь.
В 7-8 лет начиналось раздельное воспитание мальчиков и девочек. С этого времени дети обучаются всем требованиям кочевой жизни. Мальчиков учат верховой езде (в игровой форме это происходило уже с 3-4 лет), а девочек всем премудростям ведения домашнего хозяйства. И тем и другим сообщались досконально знание норм поведения в семье и в обществе.
С переходом к оседлости, в связи с изменением направлений хозяйственной деятельности, возникает потребность в новых организационных формах. Ярким таким примером являлось бытование подростковых союзов «джиенов» у астраханских ногайцев – юртовцев, которые возникали при кварталах – махалля в каждом селении. Подобные союзы как отмечают исследователи характерное явление для многих народов мира находившихся на стадии предгосударственного развития.
В «джиены» объединялись подростки 12-13 лет в количестве до 10-15 человек с назначением главного – джиен-агасы и его помошников: тагасы и тархан. Иногда «джиену» назначался еще наставник из взрослых 30-35 летнего возраста – «дамада». Главной целью организации «джиена» было дисциплинировать подростков переходного возраста, связать их взаимной ответственностью и привлечь к общественно полезному труду. Члены «джиена» вместе проводили время, гуляли, собирались на вечеринки и празднества, а также поддерживали друг друга.(1)
У ногайцев-карагашей подобные союзы не сложились, но им известна другая форма применения слова «джиен» (только звучащего через «и», вместо «е»). У них оно применялось для обозначения особого мероприятия свадебного цикла или другого празднества. Как рассказывали старики Сеитовки, Джаная, Малого Арала и других сел карагашей, «джиины» устраивались с позднего вечера и до утра. На них участники, это были в основном мужчины, но в 60-х-70-х гг. уже могли присутствовать и женщины (ранее собиравшиеся отдельно), сидели по кругу и по очередности исполняли песню – особый речитативный жанр «Озын нугай джыр». За лучшее исполнение полагалось определенное вознаграждение, которое давал джиин-агасы. При оценке отмечалось умение импровизировать.
Подобное мероприятие напоминает широко распространенные в прошлом мужские сборища жоро бозо у киргизов и других кочевников Средней Азии, которые устраивались в осенний и зимний период, с участием от 25 до 40 человек. А само подобное устройство восходит к мужским союзам древности. Об этом в частности свидетельствует невозможность присутствия и участия в них женщин, устройство сборища по возрастному принципу.(2)
Богатым пластом народного воспитания у ногайцев являются различные игры и развлечения. Их круг был достаточно широк и имел параллели с другими тюркскими народами. Он охватывал такие сферы, как военное, спортивное, эстетическое и нравственное воспитание юношей и девушек. Некоторые из них возникали на производственной основе и отражали какие-либо характерные эпизоды повседневного скотоводческого быта.
Сноровку, ловкость и силу в мальчиках воспитывали игры в бабки (асык), в змея из бычьего пузыря (бавындык), в бычью шею (оьгиз мойын) – во время которой двое участников надевали на шею широкий пояс и стоя пытались перетянуть друг друга. У детей старшего возраста шоматаяк (похоже на городки), кишкей топ (похоже на русскую лапту). Девочки играли в куклы (къоршакъ), в келиншик (инсценировка привоза невесты).(3)
Интересную зарисовку времяпрепровождения молодых людей у ногайцев-карагашей оставил исследователь ХIХ века в В.А.Мошков. Как он описывает: «10 пар сидели вокруг хаты. Первый парень с права должен пропеть своей девушке какую-нибудь песню, подходящую ей в лучшем свете. Затем встает со своего места, приподнимая девушку одной рукой и поддерживая другой и делает с ней полный оборот на месте и отпускает ее. В это время начинает второй. Так все до первого, а он снова. Если кто-нибудь из парней не сумеет спеть песню, то он должен вместо себя назначить другого. И так всю ночь».(4)
Исключительной популярностью у ногайцев, как и у всех кочевников, пользовались конные скачки. Это объяснялось, прежде всего, той ролью, которую играл конь в бытовой, хозяйственной и военной жизни. Существовало свыше 10 разновидностей скачек: на жеребятах, на лошадях трехлетках, а особенно известна ат чабыс – скачки на взрослых лошадях. Так устройства проведения скачек у юртовцев в конце XIX века описывает В.А.Мошков: «Дистанция для них назначается 3-4 версты, потому что дальше местность не позволяет, иногда же скачут несколько раз вокруг одного и того же бугра».(5)
Другой вид популярного состязания это борьба по-ногайски – «курэш». У В.Д. Пятницкого есть интересная зарисовка проведения соревнования борцов у ногайцев-карагашей в начале ХХ века: «Лица почетные усаживались под навесом, протянутым между арбами. Прочие и молодежь располагались направо и налево от навеса, образуя круг – место для арены – майдан. Следует объявление призов. Первый приз в большинстве случаев баран и бычок, потом денежные и, наконец, несколько платков специально для ребят. Борцов выводят на арену накрыв халатами, так что лиц их не видно – предосторожность от дурного глаза. По прочтении молитвы, халаты с них сдергиваются. При нечестном исходе состязания от жюри, требуется много такта и энергии, чтобы унять расходившиеся страсти».(6)
И скачки и борьба устраивались на больших общественных мероприятиях, таких как той или на поминках. Правила их проведения находились в компетенции народного адата. В случае нанесения увечий в результате нарушения правил назначались наказания.
Сама тема представляет интерес и имеет необходимость исследования с опорой на этносоциологические данные. Особое внимание сейчас нужно уделить возможностям реализации и использования предшествующего опыта в современных условиях. Так как воспитание молодого поколения в рамках этнокультурных традиции содержит в себе богатые коммуникативные и смысловые возможности.
Тамарим
Тамарим
Админ

Пол : Женщина
Сообщения : 6713
Дата регистрации : 2009-11-11
Откуда : С планеты Земля!

Вернуться к началу Перейти вниз

История ногайского народа! Empty Re: История ногайского народа!

Сообщение автор Сыбан Вс Апр 03, 2011 11:04 pm

Ассаламуагалейкум Ноғай бауырлар мен қарындастар!!!
Амансыздар ма?

У нас в Атырау есть кладбище называется Ноғай
да и сам город находится в двацати км от развалин столицы Ногайлы
Сарайчика

вот здесь можно скачать шежире ногай-казахов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

я сам Найман

у ногаев кажется есть и такой род ,наша тамга V

еще вопрос Манкыстау или Мангишлак может ли быть от словосочетания Мангыт кишлак то есть Зимовье мангытов?
ведь эти земли были между землями ногаев и каракалпаков

с уважением Сыбан
Сыбан
Сыбан
не чужой
не чужой

Пол : Мужчина
Сообщения : 46
Дата регистрации : 2011-04-02

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения