100 лет Аркадию Райкину
FRIENDLAND :: Культура :: Синема
Страница 1 из 1
100 лет Аркадию Райкину
100 лет Аркадию Райкину — создателю всего, что мы смотрим по телевизору
24 октября 2011, 13:51 | Евгений Бабушкин
24 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Это был человек парадоксов. Гениальный артист, который не снялся ни в одном толковом фильме. Автор бесчисленных шуток, ни одну из которых он не сочинил сам. Самый острый сатирик своего времени, которого тем не менее не запрещала цензура. Сейчас в России шутят много и по разным поводам, но Райкин — к худу или к добру — непревзойден.
"Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Аркадия Райкина".
Ну про кого так скажут сейчас? Нынешняя эпоха настоящими артистами бедна. Пустота необыкновенная: два актера на политической сцене все меняются ролями, вот только над их шутками уже не смеются. А Райкин был истинным правителем Советского Союза, настоящим властителем дум. Его нового монолога ждали с нетерпением, не то что очередной съезд КПСС.
Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году и умер в Москве в 1987–м, но большую часть жизни, 60 лет, провел в Петрограде и Ленинграде. Остались мемориальная доска на Каменноостровском пр. да рассказы (возможно, выдуманные) старожилов ул. Рубинштейна: вот, мол, видели молодого Райкина.
Райкин даже в Москве оставался ленинградцем в мифическом, утраченном смысле этого слова: интеллигентным, спокойным, тонким человеком и артистом. Хотя монологи его бывали наивны и даже грубоваты, в исполнении Райкина даже самые примитивные репризы получали какой–то дополнительный смысл.
"Это было абсолютно уникальное дарование, — говорит писатель–сатирик Аркадий Арканов. — Такие, как он, такие, как Чаплин, рождаются раз в столетие, а может быть, и реже. Изучать феномен бессмысленно. Никому это не удастся. Это тайна природы. Как она создает таких людей? Его главное отличие от других актеров этого направления состояло в том, что он знал, что он хочет сказать. Он не был рабом авторов. Не был рабом реприз и шуток. Шутки и репризы были формой, сосудом для главной мысли, которую он доносил до людей в тяжелое, цензурное время. Он был настолько велик, что власти даже позволяли ему кое–что... в определенной обертке".
"В греческом зале, в греческом зале", "доцент тупой", "по три, но маленькие" — эти веселые обрывки, эти навсегда въедающиеся в мозг фразы сейчас бы назвали мемами. Творчество Райкина было абсолютно меметично, его фразы и фразочки моментально уходили в народ. И, наоборот, всякую удачную шутку приписывали Аркадию Райкину. Сейчас уже не помнят, что Райкин сам ничего не писал, что автор многих культовых райкинских монологов — Михаил Жванецкий, который, впрочем, с присущей ему грустной иронией подарил авторство великому артисту: "Это сказал Райкин. Не нравится — еще выпей, но не надо царапать свое имя на этом постаменте".
Но, пожалуй, главными были не шутки и не словечки, а сценические образы. Без кривляний и спецэффектов, в самом простом гриме Райкин выходил на эстраду, и зал сразу начинал смеяться. Просто от позы, от шага, от жеста. По нынешним временам выступать с накладными усами или в нарочито дурацком парике — дилетантизм, а у Райкина получалось здорово.
Эпоха Райкина — расцвет цензуры, 1960–е и 1970–е. Потом юмористическая проза политизировалась, сатирики полезли как грибы, наступила перестройка и 1980–е с их остросоциальной фигой в кармане, потом 1990–е с их растерянной фривольностью, нулевые с их индустрией дурных шуток. Но все это создал Райкин.
Когда мы проливаем слезы над новыми шутками Евгения Петросяна или сокрушенно молчим над псевдолингвистическими опусами Михаила Задорнова — да, их тоже создал Райкин. Мы смотрим "Комеди–клаб" и "Нашу Рашу", КВН и конкурсы пародий — да, Райкин стоял у истоков всего этого. Фактически он был первым в Советском Союзе представителем почтенного англо–американского жанра stand–up comedy. А что потом все деградировало — это уж не его вина.
Кстати, на гастролях в Англии Райкин имел фантастический успех. Его выступление в 1966 году показывали по ВВС. Икорно–мебельный дефицит и грузины–спекулянты, тупые доценты и смешные бюрократы — все это вроде бы совсем чуждо Великобритании 1960–х годов. Но англичане хохотали. Не понимали, но хохотали и не могли остановиться.
Наверно, это и есть настоящая награда для артиста. Пуще всяких орденов за заслуги перед Отечеством.
24 октября 2011, 13:51 | Евгений Бабушкин
24 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Это был человек парадоксов. Гениальный артист, который не снялся ни в одном толковом фильме. Автор бесчисленных шуток, ни одну из которых он не сочинил сам. Самый острый сатирик своего времени, которого тем не менее не запрещала цензура. Сейчас в России шутят много и по разным поводам, но Райкин — к худу или к добру — непревзойден.
"Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Аркадия Райкина".
Ну про кого так скажут сейчас? Нынешняя эпоха настоящими артистами бедна. Пустота необыкновенная: два актера на политической сцене все меняются ролями, вот только над их шутками уже не смеются. А Райкин был истинным правителем Советского Союза, настоящим властителем дум. Его нового монолога ждали с нетерпением, не то что очередной съезд КПСС.
Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году и умер в Москве в 1987–м, но большую часть жизни, 60 лет, провел в Петрограде и Ленинграде. Остались мемориальная доска на Каменноостровском пр. да рассказы (возможно, выдуманные) старожилов ул. Рубинштейна: вот, мол, видели молодого Райкина.
Райкин даже в Москве оставался ленинградцем в мифическом, утраченном смысле этого слова: интеллигентным, спокойным, тонким человеком и артистом. Хотя монологи его бывали наивны и даже грубоваты, в исполнении Райкина даже самые примитивные репризы получали какой–то дополнительный смысл.
"Это было абсолютно уникальное дарование, — говорит писатель–сатирик Аркадий Арканов. — Такие, как он, такие, как Чаплин, рождаются раз в столетие, а может быть, и реже. Изучать феномен бессмысленно. Никому это не удастся. Это тайна природы. Как она создает таких людей? Его главное отличие от других актеров этого направления состояло в том, что он знал, что он хочет сказать. Он не был рабом авторов. Не был рабом реприз и шуток. Шутки и репризы были формой, сосудом для главной мысли, которую он доносил до людей в тяжелое, цензурное время. Он был настолько велик, что власти даже позволяли ему кое–что... в определенной обертке".
"В греческом зале, в греческом зале", "доцент тупой", "по три, но маленькие" — эти веселые обрывки, эти навсегда въедающиеся в мозг фразы сейчас бы назвали мемами. Творчество Райкина было абсолютно меметично, его фразы и фразочки моментально уходили в народ. И, наоборот, всякую удачную шутку приписывали Аркадию Райкину. Сейчас уже не помнят, что Райкин сам ничего не писал, что автор многих культовых райкинских монологов — Михаил Жванецкий, который, впрочем, с присущей ему грустной иронией подарил авторство великому артисту: "Это сказал Райкин. Не нравится — еще выпей, но не надо царапать свое имя на этом постаменте".
Но, пожалуй, главными были не шутки и не словечки, а сценические образы. Без кривляний и спецэффектов, в самом простом гриме Райкин выходил на эстраду, и зал сразу начинал смеяться. Просто от позы, от шага, от жеста. По нынешним временам выступать с накладными усами или в нарочито дурацком парике — дилетантизм, а у Райкина получалось здорово.
Эпоха Райкина — расцвет цензуры, 1960–е и 1970–е. Потом юмористическая проза политизировалась, сатирики полезли как грибы, наступила перестройка и 1980–е с их остросоциальной фигой в кармане, потом 1990–е с их растерянной фривольностью, нулевые с их индустрией дурных шуток. Но все это создал Райкин.
Когда мы проливаем слезы над новыми шутками Евгения Петросяна или сокрушенно молчим над псевдолингвистическими опусами Михаила Задорнова — да, их тоже создал Райкин. Мы смотрим "Комеди–клаб" и "Нашу Рашу", КВН и конкурсы пародий — да, Райкин стоял у истоков всего этого. Фактически он был первым в Советском Союзе представителем почтенного англо–американского жанра stand–up comedy. А что потом все деградировало — это уж не его вина.
Кстати, на гастролях в Англии Райкин имел фантастический успех. Его выступление в 1966 году показывали по ВВС. Икорно–мебельный дефицит и грузины–спекулянты, тупые доценты и смешные бюрократы — все это вроде бы совсем чуждо Великобритании 1960–х годов. Но англичане хохотали. Не понимали, но хохотали и не могли остановиться.
Наверно, это и есть настоящая награда для артиста. Пуще всяких орденов за заслуги перед Отечеством.
FRIENDLAND :: Культура :: Синема
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|